При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
В заданиях, где нужно установить соответствие между двумя столбцами, ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б1B4Г2.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Время | |
Прошло | 0:00:00 |
Осталось | 2:00:00 |
Способность живых организмов потреблять из внешней среды энергию и вещества, необходимые для процессов жизнедеятельности, называется:
Разрушение озонового экрана планеты и появление озоновых дыр — это пример:
При недостатке какого водорастворимого витамина у человека кровоточат десны, выпадают зубы, развивается цингa?
Из четырех предложенных химических элементов три можно объединить в одну группу (по их процентному содержанию в живых организмах). Укажите элемент, который не входит в эту группу:
Примером топических связей популяций в биоценозе является:
Синтез гликогена в печени является примером реакции:
Укажите утверждение, верно характеризующее дыхательную систему человека:
Выберите верные утверждения:
а — поступает в корень путем эндоцитоза
б — корневой чехлик защищает верхушечную меристему от повреждений
в — накопление большого количества запасных питательных веществ в придаточных и боковых корнях приводит к формированию корневых клубней
Выберите отличительные признаки процессов опыления и оплодотворения таких цветковых растений, как валлиснерия (I) и душистый табак (II), а также признаки, общие для обоих растений (III):
а) опыляется насекомыми;
б) характерно самоопыление;
в) пыльца переносится водой;
г) цветки раскрываются в темное время суток;
д) зародыш в семени диплоидный;
е) плод развивается из околоплодника.
На схеме строения молекулы ДНК цифрами I и II соответственно обозначены:
Структура, обозначенная на схеме строения бактерии цифрой 1:
Область функционального контакта нервных клеток между собой или с клетками иннервируемых органов и тканей называется:
Из четырех приведенных пар органов (структур) три могут служить одинаковым сравнительно-анатомическим
доказательством эволюции. Укажите «лишний» пример, который таковым доказательством не является:
На упаковках семян написано: Томат Раница и Томат Пралеско. Это названия ...томата:
Укажите охраняемое в Беларуси животное с незамкнутой кровеносной системой:
В крови здорового человека не наблюдается дефицита воды и избытка питательных веществ. Первичная моча этого человека, в отличие от конечной мочи:
а) содержит белки;
б) содержит глюкозу;
в) содержит растворенные минеральные соли;
г) имеет меньший суточный объем;
д) образуется в двухслойных капсулах нефронов.
Пептид имеет следующую аминокислотную последовательность:
Иле-Мет-Вал-Ала-Сер-Цис.
Определите длину (нм) кодирующей цепи молекулы ДНК, если линейная длина одного нуклеотида в среднем составляет 0,34 нм.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.
Ответ:
Определите, какой тип связей популяций в биоценозах описан в каждом примере:
А) перенос плодов лопуха лисицами
Б) поедание древесины сосны личинками жука усача
В) использование синицей шерсти собаки для постройки гнезда
Г) создание елью благоприятных условий для произрастания такого тенелюбивого растения, как кислица
1) топические
2) форические
3) фабрические
4) трофические
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: A4Б3В2Г1.
Ответ:
Установите соответствие.
Соцветие | Растение | ||||
---|---|---|---|---|---|
А | Б | В | Г | Д | 1) укроп 2) груша 3) клевер 4) сирень |
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Например: А1Б3B2Г4Д5.
Ответ:
Классифицируйте организмы и укажите четыре растения, которые относятся к одному и тому же отделу:
1) ясень; 2) рожь; 3) очиток; 4) вольвокс; 5) сальвиния; 6) подорожник.
Ответ:
Ген I, определяющий группу крови, находится в одной аутосоме с геном, влияющим на развитие ногтей, на расстоянии 10 морганид. Мужчина с четвертой группой крови и дефектом развития ногтей (доминантный признак), у отца которого была вторая группа крови и дефект развития ногтей, а у матери — третья группа и нормальные ногти, женился на женщине с первой группой крови и нормальными ногтями. Определите вероятность (%) рождения у них ребенка с третьей группой крови и нормальным развитием ногтей.
Ответ:
Пептид имеет следующую аминокислотную последовательность:
Фен-Глу-Арг-Цис-Иле-Арг.
Определите длину (нм) кодирующей цепи молекулы ДНК, если линейная длина одного нуклеотида в среднем составляет 0,34 нм.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.
Ответ:
Укажите названия костей (частей скелета), обозначенных на схеме скелета млекопитающего буквами А—Г:
1) таз;
2) ребро;
3) бедро;
4) голень;
5) пальцы;
6) предплечье;
7) грудной позвонок;
8) поясничный позвонок.
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца (рисунка). Помните, что некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б1B4Г2.
Ответ:
Для каждого животного укажите систематическую группу, к которой оно принадлежит:
А) дафния
Б) слизень
В) аурелия
Г) кальмар
Д) пескожил
1) Моллюски
2) Ракообразные
3) Плоские черви
4) Круглые черви
5) Кольчатые черви
6) Кишечнополостные
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца (рисунка). Помните, что некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б1B4Г2.
Ответ:
Исходя из особенностей эмбрионального развития предложенных организмов, выберите трёх вторичноротых животных:
1) дождевой червь;
2) веретеница;
3) власоглав;
4) бокоплав;
5) плотва;
6) сова
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например 135.
Ответ:
Выберите три верных утверждения, относящихся к скелетной мышечной ткани человека:
1) содержит нити актина и миозина;
2) обеспечивает произвольные движения тела и его частей;
3) представлена одноядерными клетками с заостренными концами;
4) входит в состав стенок крупных кровеносных и лимфатических сосудов;
5) обеспечивает выражение эмоций на лице человека, формируя мимические мышцы;
6) способна к длительным медленным сокращениям и расслаблениям, утомление развивается медленно.
Ответ:
На рисунке изображена схема возникновения мутации. Выберите три признака, характеризующие данную мутацию:
1. генная мутация;
2. хромосомная мутация;
3. такой тип мутаций называется делецией;
4. такой тип мутаций называется инверсией;
5. сопровождается поворотом участка хромосомы на 180°;
6. происходит изменение последовательности нуклеотидов в пределах одного гена.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 135.
Ответ:
Составьте последовательность возникновения структур животных в ходе эволюции:
1) губчатые легкие
2) волосяной покров
3) членистые конечности
4) кожно-мускульный мешок
5) головной мозг из пяти отделов
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 41325.
Ответ:
Установите соответствие:
A) ядро
Б) гликокаликс
B) комплекс Гольджи
Г) гладкая эндоплазматическая сеть
1) осморегуляция
2) рецепция, узнавание
3) образование лизосом
4) синтез липидов и углеводов
5) хранение наследственной информации
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б2В2Г1.
Ответ:
Выберите два признака, отличающие амебу обыкновенную от эвглены зеленой:
1) половой процесс — конъюгация;
2) автогетеротрофный тип питания;
3) размножается путем деления клетки надвое;
4) отсутствует светочувствительный глазок — стигма;
5) движение осуществляется при помощи ложноножек;
6) непереваренные остатки пищи удаляются через порошицу;
7) выделение воды и растворенных веществ происходит через сократительную вакуоль.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 15.
Ответ:
Ознакомьтесь с графиком интенсивности метаболизма у некоторых животных в расчете на 1 г массы тела (при одинаковых внешних условиях).
Выявив общую закономерность, расположите следующих животных в порядке повышения у них интенсивности метаболизма (при одинаковых внешних условиях):
1) рысь
2) лошадь
3) куница
4) белка
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 413... .
Ответ:
Прочитайте текст. Укажите номера предложений, в которых приведены описания экологического критерия вида Баранец обыкновенный:
(1)Баранец обыкновенный — многолетнее вечнозеленое растение с коротким корневищем и побегами высотой 10−20 см. (2)Его узколанцетные листья расположены по спирали. (З)Произрастает баранец преимущественно в старовозрастных еловых и широколиственно-еловых лесах. (4)Реже вид встречается в черноольховых лесах. (5)Баранец предпочитает слабокислую почву, незначительную освещенность и умеренное увлажнение. (б)Спороносит он во второй половине лета. (7)Может растение размножаться и вегетативно (опадающими выводковыми почками).
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например: 135.
Ответ:
В лаборатории студенты изучают полиплоидию. В их распоряжении имеется восемь образцов клеток нивяника, содержащих разное количество хромосом:
1) 19;
2) 17;
3) 27;
4) 36;
5) 9;
6) 38;
7) 16;
8) 54.
Укажите номера трех образцов, которые являются объектами исследования студентов, если известно, что в кариотипе диплоидного вида нивяника 18 хромосом.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например 135.
Ответ:
Схематические рисунки 1—4 отражают особенности строения органов дыхания позвоночных животных. Для каждого животного подберите соответствующую схему:
A) глухарь;
Б) жаба серая;
B) медведь бурый;
Г) олень благородный;
Д) гадюка обыкновенная.
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Например: МБ4ВЗГ2Д1.
Ответ:
В клетке люцерны в конце синтетического (S) периода интерфазы содержится 16 пар хромосом. Сколько хроматид отходит к каждому полюсу клетки в анафазе митоза?
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 15.
Ответ:
Укажите две правильно составленные пары, включающие гормон и следствие его избыточной продукции в организме человека:
1) фибриноген — гемофилия;
2) соматотропин — гигантизм;
3) инсулин — сахарный диабет;
4) кортизол — бронзовая болезнь;
5) меланотропин — отсутствие пигмента в клетках кожи;
6) адреналин — устойчивое увеличение частоты и силы сердечных сокращений.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 15.
Ответ:
Укажите неверные утверждения:
1) у белки в позвоночнике пять отделов, а у собаки — четыре;
2) у птиц в трубчатых костях имеются воздухоносные полости;
3) по типу развития птенцы ястребов и орлов относятся к гнездовым;
4) у рыси слуховых косточек в полости среднего уха больше, чем у ушана;
5) птицы выкармливают птенцов секретом видоизмененных потовых желез;
6) у представителей отряда Насекомоядные зубы слабо дифференцированы.
Ответ запишите цифрами. Например: 135.
Ответ:
Составьте последовательность движения крови в организме человека из легочной артерии в аорту, выбрав пять подходящих элементов из приведенных:
1) легочные вены;
2) печеночная вена;
3) левое предсердие;
4) нижняя полая вена;
5) левый желудочек сердца;
6) капилляры малого круга кровообращения;
7) капилляры большого круга кровообращения;
8) отверстие, снабженное двустворчатым клапаном;
9) отверстие, снабженное трехстворчатым клапаном.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 41325.
Ответ: